Труд как метод образовательной работы в дошкольном учреждении имеет важное значение. Непосредственно соприкасаясь с предметами и явлениями природы, дети приобретают конкретные знания о ней, устанавливают некоторые связи между развитием растений и уходом за ними человека. Все это положительно влияет на развитие мышления, создает основу для материалистического миропонимания.
Огород в дошкольном учреждении нужен для того, чтобы знакомить дошкольников с природой и ее сезонными изменениями. Трудовое и экологическое воспитание является важным фактором в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста. Выполняя трудовые поручения на огороде, на клумбах, дети перенимают опыт, начиная с подготовки почвы и заканчивая сбором урожая. Развивающая среда служит не только объектом и средством деятельности ребенка, но и позволяет формировать познавательные интересы, формирует предпосылки поисковой деятельности, внимательность, наблюдательности, активность. Совместный труд на огороде дает возможность научиться ответственности, способствует формированию трудовых навыков и объединению детского коллектива. И, конечно, огород в дошкольном учреждении, труд на свежем воздухе способствуют созранению и укреплению здоровья ребят.
Систематический труд на огороде, в саду, цветнике и уголке природы повышает интерес к растениям и животным, помогает воспитывать у детей любовь и бережное отношение к объектам природы, способствует формированию трудолюбия и других нравственных качеств.
Посильный физический труд оказывает полезное воздействие на общее развитие детей, способствует развитию функций анализаторов, и в первую очередь двигательного анализатора.
Трудовое воспитание является необходимым, важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе. Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются в школе самостоятельностью, организованностью, активностью, опрятностью, умением себя обслужить. Труд в природе благотворно влияет на воспитание нравственных чувств и закладывает основы экологического образования.
Вторая младшая группа. Летом закрепляются и уточняются знания детей о деревьях, растущих на участке (ель, береза); цветущих травянистых растениях (ноготки, бархатцы); имеющих ярко выраженные характерные признаки (форма листьев, окраска цветов).
Во время наблюдений дети узнают, что летом ярко светит солнце, становится жарко. На участке необходимо создать условия для игр с песком, водой, в которых будут закрепляться знания детей об их свойствах.
Летом следует организовать прогулки в ближайший лес, на луг, в сквер. Здесь не следует разрешать детям валяться в траве и мять ее, рвать цветы, срывать у растений листья. Возле водоема можно наблюдать за полетом стрекозы, показать лягушку.
Труд на огороде: дети сажают2-3 грядки: лук, бобы, горох, фасоль в заранее подготовленные бороздки. На одной из грядок воспитатель может посеять в присутствии детей семена редиса или репы. Всю работу по уходу за растениями надо проводить в присутствии малышей, привлекая их к посильному участию.
Ребенка младшего дошкольного возраста приучают к выполнению простейших поручений взрослых: с помощью воспитателя поливать растения, сеять крупные семена цветов, сажать лук, поливать растения на грядках, собирать овощи.
Руководство трудовой деятельностью: во второй младшей группе возможна организация труда всего коллектива детей. Работу организуют как "труд рядом" - дети не испытывают никакой зависимости друг от друга. Это дает возможность каждому ребенку дествовать в индивидуальном темпе, что очень важно, когда он только овладевает навыками. И в то же время в коллективном труде воспитывается интерес к совместному труду.
Во второй младшей группе возможно организация труда небольшими подгруппами. Каждая подгруппа выполняет одну трудовую операцию: отбирает растения, или сажает горох на грядке, или поливает клумбу. При обучении навыкам труда в природе детям младшей группы показывают каждый этап трудовой операции, одновременно организуя выполнение ее всеми детьми. Воспитатель сочетает показ с объяснением, и дети поэтапно выполняют трудовые операции. Труд детей млашего возраста проходит при участии воспитателя или под его наблюдением. Воспитатель помогает малышам, если они в чем-либо затрудняются, показывает приемы выполнения задания, поощряет тех, кто хорошо справился с порученной работой.
Средняя группа. Приучать детей наблюдать характерные явления летней природы и устанавливать простейшие связи между ними. Формировать простейшие обобщения; подготовить к пониманию, что для роста растений нужен свет, влага, тепло; воспитывать способность замечать красоту природы. Нужно, чтобы дети приобрели навыки ухода за растениями на огороде, в цветнике. Летом закрепляются и уточняются знания детей о деревьях, растущих на участке; ветущих травянистых растениях. Во время труда на огороде, в цветнике - при рыхлении, поливке - надо обращать внимание детей на различные свойства почвы (сухая, влажеая) и изменения во внешнем виде растения до поливки, рыхления и после. В средней группе дети выполняют трудовые поручения самостоятельно, заботятся о растениях на участке вместе со взрослыми, выращивают овощи, цветы (при вскопке очищают землю от камней и палок, систематически поливают грядки, клумбы, рыхлят землю, собирают овощи). Вся работа детей по уходу за растениями должна проходить под постоянным наблюдением педагога. Она показывает и объясняет, сколько воды надо растению, как рыхлить землю, чтобы не повредить корни.
Руководство трудовой деятельностью: формы организации детей этого возраста в процессе труда те же, что и в младшей группе. Большое место занимают индивидуальные поручения, но они носят теперь более длительный характер. Дети выполняют одно и то же поручение в течение 2-3 дней. Труд подгруппами имеет свои особенности: одновременно могут работать 2 подгруппы и выполнять разные трудовые операции (но не более двух). Навыки детей средней группы еще несовершенны, поэтому необходимо постоянное внимание воспитателя к способам их работы, чтобы не нанести ущерба растениям и животным.
Коллективные формы труда воспитатель использует тогда, когда необходимо познакомить детей с новыми трудовыми операциями. Дети средней группы в труде более самостоятельны. Обучая их новой трудовой операции, воспитатель показывает и объясняет все задания, а затем делит его на последовательные этапы (провести бороздку, положить семена, засыпать землей, полить). Следя за выполнением каждого этапа, напоминает о последовательности действий, способах использования оборудования, используя показ, объяснения. Харктер оценки меняется: воспитатель дает оценку по ходу труда детей и тут же при необходимости предлагает исправить ошибку. Он учит ребят понимать необходимость труда, показывает, почему надо выполнить ту или иную трудовую операцию. Осматривает вместе с детьми растения, проводит рукой по крупным листьям, выявляет, что они запылились, нужно вымыть; указывает растение, которое необходимо помыть.
В средней группе усложняются формы организации детей в процессе труда и методика руководства труда в природе.
Старшая группа. Расширять и обобщать представления детей о развитии растений под влиянием солнечного света, тепла; учить различать съедобные и ядовитые грибы, травянистые растения; упражнять в различении частей растений, формировать понятие о культурных и дикорастущих рстениях, знакомить с трудом людей в парке, поле, на лугу, воспитывать любознательность, любовь, бережное отношение к природе.
Летом закрепляются знания детей о деревьях сада, леса; цветущих травянистых растениях цветника. Весной перекапывать, рыхлить землю, делать грядки и клумбы, сеять крупные и мелкие семена, ухаживать за растениями на огороде, в саду, в цветнике. Рыхлить землю, поливать, прореживать, пропалывать, подвязывать растения, собирать урожай - летом. Уметь правильно пользоваться лопатой, совком, граблями, лейкой. Дети должны учиться пропалывать сорняки, собирать семена овощей и цветов.
На участке при поливке растений следить за тем, чтобы дети хорошо смачивали почву. Время от времени детей привлекают к прополке растений, рыхлению земли на грядках, клумбах, а затем к сбору овощей, ягод, семян цветочных растений. Воспитатель учит детей правиль держать лейку при поливе, рыхлить, пропалывать. Показав приемы рыхлений междурядий, воспитатель раздает детям рыхлители и предлагает, чтобы каждый сделал то же на отведенном для него участке. Объясняет, что рыхлят за тем, чтобы корням растений поступал воздух. Такие виды ухода за растениями, как подвязывание, окучивание, подкормка проводятся воспитателем в присутствии детей. Показ он сопровождает объяснением. Привлекая детей пяти-шести лет к труду в природе, важно учитывать их возрастные особенности и возможности: ведь именно этот вид труда требует от ребенка подчас немалого физического напряжения, но посильная работа исключительна полезна для растущего, развивающегося организма. Организуя труд детей на огороде, следует помнить, что дошкольникам посильно вкапывание только рыхлой земли, незатоптанной, ежегодно перекапываемой. Помимо создания среды, обеспечивающей возможность проведения различных работы, большое значение имеет организация самой работы. Воспитатель должен заранее наметить план, ясно и четко представить себе, чем именно он будет заниматься с детьми, определить последовательность работы и ее дозировку, организовать работу так, чтобы все дети могли удовлетворить свое желание трудиться, чтобы всем хватило места, рабочего инвентаря, учебного материала.
Руководство трудовой деятельностью: у детей старшего дошкольного возраста необходимо формировать умение не только принять, но и поставить трудовую задачу, представить результат ее выполнения, определить последовательность операций, отобрать необходимые инструменты, самостоятельно вести трудовой процесс (при небольшой помощи воспитателя). Индивидуальные поручения по уходу за растениями и животными становятся длительными. Ребенку поручают вырастить растение в подарок малышам, маме. 2-3 детям дают длительные поручения - ухаживать за грядкой на огороде, за клумбой и т.д.
Материал подготовила заместитель заведующего по основной деятельности Кременская И.Л.