С чего надо начинать работу по ознакомлению с финансовой грамотностью

«Нажить много денег — храбрость; сохранить их — мудрость, а умело расходовать их — искусство».

Бертольд Авербах

• Зачем ребенку нужна финансовая грамотность

• Когда следует начинать обучение детей финансовой грамотности

• Что такое деньги и откуда они появляются

• Как формируется стоимость товаров и услуг

• Правила карманных денег

• Как научить детей планировать финансы и бережно относиться к деньгам

• Как научить детей контролировать свои финансы

Введение

В современном быстро развивающемся мире недостаточно просто уметь зарабатывать деньги. Несомненно, это очень важный навык, но, к сожалению, он никак не гарантирует, что человек будет жить обеспеченной и свободной жизнью. Что он будет иметь возможность приобретать себе любые вещи, недвижимость, путешествовать, иметь время и деньги на себя, семью, свои хобби. Согласитесь, много кто умеет работать и зарабатывать деньги, но это далеко не многих привело к финансовой стабильности или свободе. Нужно нечто большее, и это большее есть развитие таких навыков как предприимчивость, бережливость, умение управлять своими финансами, умение грамотно ими распоряжаться и инвестировать. Наше общество так устроен, что эти знания на эти темы никак не раскрываются в школе и в последующем в институте. Общество как будто считает, что эти навыки обращения с деньгами как-то сами собой появятся у человека. Однако, как показывает практика, они не появляются.

Всего лишь менее 3% населения планеты живет обеспеченой жизнью, а богатыми становятся менее 1%. Возникает вопрос, как попасть в это 1%. И еще более важный вопрос, как сделать так, чтобы наши дети прожили счастливую и обеспеченную жизнь? Ответу на этот вопрос посвящена данная книга. Если она оказалась у вас, значит вы уже сделали первый шаг на пути к тому, чтобы ваши дети жили лучше, чем вы и лучше, чем 99% населения планеты. Используйте предложенные рекомендации и заложите прочный фундамент финансовой грамотности вашим детям.

Зачем нужна ребенку финансовая грамотность?

«Если хочешь быть богатым, нужно быть финансово грамотным» Роберт Кийосаки

Родители, воспитывая своего ребенка, стараются дать ему всё самое лучшее. Они отдают его на различные кружки, учат вежливости, манерам и многому другому, но большинство совсем безответственно подходят к такому важному вопросу, как финансовая грамотность. Для того, чтобы ребенок в будущем жил комфортной, обеспеченной жизнью, родители должны объяснить своим детям следующие вопросы про деньги:

1.Что такое деньги?

2. Где их взять?

3. Как ими правильно распоряжаться?

Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение. Дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом. Финансовая грамотность – это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять. Кредитная зависимость и потеря денег в финансовых пирамидах – это результаты полного отсутствия финансовой грамотности. 

Хорошо, когда обучение детей финансовой грамотности начинается с самого малого возраста. Обучение обращению с деньгами лучше всего начать с пятилетнего возраста, так как с этого момента ребенок готов начать изучать нечто новое. В период от 5 до 7 лет необходимо ввести ребенку понятие труда. Малыш должен начать понимать, что доход – это результат трудовой деятельности. Ребенку нужно знать о том, какой профессией занимаются его родители. Перед чадом важно делиться успехами своей карьеры. Когда ребенок пойдёт в школу, он уже должен уметь совершать покупки. Местом для обучения может послужить школьная столовая, так как в ней можно наглядно показать, как выглядят деньги, процесс их размена и момент выдачи сдачи.

Объясните ребенку, что такое деньги и откуда они появляются

Родителям с самого раннего возраста необходимо на четких и правильных примерах объяснить своим детям что такое деньги и откуда они берутся. Инструкция, которой следует придерживаться, чтобы ребенок понял, что такое деньги, для начала детям нужно показать монетки и купюры, чтобы он внимательно их рассмотрел.

Пока он знакомится с ними, необходимо разъяснить ему, что за деньги в магазинах покупаются товары;

• когда родитель покупает малышу игрушку, можно вложить ребенку в руку купюры, чтобы он на кассе сам оплатил покупку. Таким образом он поймет, что за вещи надо платить;

• ребенку нужно приобрести небольшую копилку и складывать в неё монеты, так он не только поймет цену денег, но и научится их хранить и экономить;

• чтобы ребенок понял откуда у родителей берутся деньги, ему нужно чаще рассказывать о своей работе. Говорить о том, чем вы там занимаетесь, какую пользу приносите и какие имеете успехи. Важно поставить акцент на том, что за проделанный труд, вы получаете определенную сумму денег. Когда ребенок немного повзрослеет необходимо познакомить его с кредитными картами и показать процедуру снятия наличных при помощи банкомата;

• никогда не нужно использовать деньги в качестве поощрения.

Если так делать, то у ребенка возникнет неправильное представление о деньгах, и он с большой вероятностью вырастет финансово неграмотным, так как для него денежные средства будут не наградой за труд, а инструментом для манипулированием людьми;

• чтобы ребенок на самом деле понял, что такое деньги и как они ценны в семье, необходимо все показать ему на примере. Допустим, у него сломалась игрушка.

Не надо сразу бежать в магазин и покупать новую. Пусть он поймёт, что деньги не безграничны и зарабатываются трудом.

Объясните ребенку, как формируется стоимость товаров

Очень важно объяснить ребенку, что абсолютно любой товар имеет свою стоимость и откуда она берется. Дети просто обязаны знать ответы на следующие два вопроса:

1. Что такое стоимость товара?

2. Как формируется стоимость товара? Ответить на первый вопрос можно следующими способами:

• самый просто способ, который подойдет очень маленьким детям – сыграть в продавца и покупателя. Нужно дома сделать имитацию настоящего магазина с разными вещами. Ребенку необходимо дать либо настоящие деньги, либо имитированные из бумаги или картона. Если ребенок захочет взять с «прилавка» какую-нибудь вещь, то он должен будет «заплатить». Важно, назначить на товарыразные цены, чтобы ребенок понимал, что, чем лучше товар, тем большая у него стоимость;

• брать ребенка с собой по магазинам и показывать ему на ценники. Так малыш наглядно увидит, что на разные товары различная цена. В какой-то момент у него возникнет логичный вопрос «Почему одни товары дороже других?», тут-то и нужно ему объяснить то, как формируется цена товара.

 Объяснить детям формированием цены можно следующим способом:

• самый простой пример – это снова сходить с ребенком в магазин и купить какой-нибудь дешевый продукт и такой же продукт только значительно дороже. Перед покупкой, необходимо обязательно показать ребенку ценники и сказать, что один товар намного дешевле второго. Дома ребенок должен продегустировать два товара;

• когда он осознает, что дорогой продукт намного вкуснее, следует ему объяснить, что товар намного вкуснее, потому что он имеет большую цену. Необходимо рассказать ему о том, что вкуснее и лучше он, потому что произведен из более качественных компонентов и н=его создавали более квалифицированные специалисты. Так ребенок поймёт не только условия формирования цены, но и то, что количество денег зависит от качества труда.

Правила карманных денег

Перед выдачей ребенку карманных денег необходимо взять во внимание следующие моменты: выдачу карманных денег лучше всего начинать с того момента, как ребенок стал учеником первого класса.

Ребенок должен с самого раннего детства понимать цену деньгам

Заключение

Теперь вы знаете больше, чем 99,5% других людей и имеете возможность дать своим детям благополучное будущее. Но не достаточно просто знать, теперь надо применять полученную информацию на практике. Знания - это всего лишь знания, они дают силу, но не дают результаты. Результаты вы получите тогда, когда воплотите эти знания в жизни.

 

 

 

Игровая деятельность по финансовой грамотности

Ситуативная игра «Магазин»

Проведение ситуативной игры «Магазин», во время которой дети производят и покупают товары и услуги, устанавливают цены на них, пользуются «деньгами». Для продажи и покупки в игровой форме дети изучают спрос и предложение, принимают «заказы» на товары и услуги.

Привлечение детей к производству рекламы, прослеживание вместе с ними действенности рекламы. Включение в подготовительную работу занятий по математике (простейшие подсчеты: хватит ли, больше – меньше), рисованию и аппликации (реклама, изготовление «денег», вывесок и др.).

Игра «Деньги получили – ерунды накупили»

Цель: формируем представление о важности планирования покупок, разумного подхода к покупкам и тратам денег.

Словарь: покупки, тратить, покупать, упаковка, реклама.

Материалы: карточки с изображением товаров, таблички с рекламой, табличка с названием «Супермаркет Дюймовочка», картонные монеты (условные деньги).

Ход игры:

Ведущий: Научиться тратить деньги грамотно нелегко. В магазинах много интересных товаров в красивой упаковке, разных коробочек, пакетиков. Хочется купить и то, и другое. Но на всё денег никогда не хватит. Деньги зарабатываются трудом, поэтому к ним надо относиться бережно. Делая покупки, следует всегда выбирать то, что сейчас для вас важнее.

Сейчас мы сыграем в игру и убедимся, если покупки не планировать, а покупать только из-за красивой упаковки или, следуя призывам рекламы, можно истратить деньги на ненужные товары.

Ведущий делит детей на условные семьи, каждая семья получает по пять монет на покупки и отправляется в супермаркет.

На столе с табличкой «супермаркет» раскладываются карточки лицевой стороной, где нарисована только упаковка товара. Ведущий предупреждает, что, делая покупки, члены семьи должны советоваться и ориентироваться на упаковку и рекламу, не переворачивая карточки, кладут их в сумку (пакет, коробочку и пр.). Каждая покупка (карточка) имеет цену в одну монету. Сделав покупки (истратив все деньги) семьи возвращаются на свои места и вскрывают упаковки (переворачивают карточки). На обратной стороне каждой карточки указано, что за товар купили.

Все вместе подводят итог, правильно ли так тратить деньги.

Работа с поговорками

 «Послушайте поговорки и сделайте вывод, как следует правильно браться за дело:

  1.  «Думай с вечера, что делать поутру»
  2. «За все дела браться – ничего не сделать»
  3. «Делали наспех и сделали на смех»

Из поговорок можно сделать вывод, что следует планировать свои дела, браться вначале за одно дело, а не за все сразу и не выполнять на скорую руку, не торопиться».

Труд и трудолюбие

Воспитатель: Ребята, сегодня мы продолжим с вами говорить о труде и трудолюбии. Скажите мне, пожалуйста, часто вы сидите дома без дела или всегда находите себе занятие? (Ответы детей.) 

Воспитатель: Ребята, послушайте, я вам прочитаю стихотворение:
«Пусть игрушки дружат с нами

Обижать мы их не станем

Поиграем, а потом

Все на место уберём

Сами мы себе поможем

По местам мы их разложим

Игрушки не люди, но все понимают

И очень не любят, когда их ломают!»

Воспитатель:  А расскажите, какие игрушки у вас самые любимые?

Игрушки стоят на своих местах и ждут нас! 
наша группа всегда чистая, красивая.

 Что для этого нужно сделать? (Ответы детей). 

Игровая ситуация «Куклы загрустили»

Воспитатель: Ребята, наши куклы загрустили. Скоро праздник 8 Марта, а у них испачканы платья. Как мы можем им помочь?

Дети: Можно платья постирать.

Воспитатель:  Правильно. А что нам для этого понадобится?

Дети:  Вода, мыло, тазики, клеёнка на столы, мыльницы, кукольная одежда, верёвка и прищепки.

Воспитатель: А как мы будем стирать бельё?

Дети отвечают по очереди:

- Накроем столы клеёнкой.

- Нальём воду в тазики.

- Намочим бельё в воде.

- Возьмём мыло из мыльницы, намылим бельё, потрём его.

- Затем бельё надо прополоскать.

- Отжать бельё двумя руками. Стряхнуть.

- Развесить на верёвке, аккуратно расправив, закрепить прищепками.

Воспитатель: Где находится мыло, после намыливания белья?

Дети:   Мыло надо положить в мыльницу, чтоб «не убежало» со стола.

Воспитатель: Ребята, что мы должны сделать, чтоб не намочить свою одежду во время работы?

Дети:   Надо надеть фартуки и закатать рукава.

Дети выполняют трудовые действия. В процессе детской самостоятельной деятельности, воспитатель подходит к детям и, если нужно, помогает советом или показом действий.

 

Пословицы и поговорки о труде

Давайте вспомним с вами пословицы и поговорки о труде. 

1-ый ребёнок: Терпение и труд всё перетрут 

2-ой ребёнок: Без труда не вынешь и рыбку из пруда 

3-ий ребёнок: Кто любит трудиться, тому без дела не сидится 

4-ый ребёнок: Птицу узнают в полёте, а человека в работе 
Воспитатель: Дети, мы уже с вами знаем, все существа на земле должны трудиться, и люди, и животные, и насекомые, и птицы. Но бывает и так, что не все трудятся. Даже среди насекомых можно встретить и трудолюбивых и ленивых как в басне И.А. Крылова «Стрекоза и муравей».

Загадки

Для закрепления понятий, изученных в ходе занятий, рекомендуется применять загадки:

На товаре быть должна

Обязательно…..(цена).

 

Коль трудился целый год

Будет кругленьким……(доход).

 

Очень вкусная витрина

Овощного…… (магазина).

 

Тематические стенды, фотовыставки

Тематические стенды, фотовыставки с наглядным и консультативным материалом по различным вопросам. Например: «Торговые предприятия», «Советуют специалисты», «Школа для родителей», «Поход в магазин», «Учимся бережливости», «Деньги будущего», «Деньги: какие они были и какие стали» и др.

ПРИМЕРНЫЙ ХОД ЗАНЯТИЯ

Дошкольники готовят рисунки на тему «Деньги будущего», придумывают, какие должны быть деньги, какой формы, что на них должно быть нарисовано и какие средства защиты должны быть у денег от подделки мошенниками. Рисунки дошкольников будут размещены на специальном стенде, который смогут просматривать родители.

Взаимодействие с семьей

Для работы с семьей эффективно использование папок-передвижек. Темы папок могут быть самые разнообразные: «Наша семья трудится», «Мы идём в магазин», следует «Мы планируем», «Мы копим» и пр. В папках-передвижках должны быть приведен примерный ход проведения занятия родителей с ребенком, представлены рекомендации или отдельные задания для совместного выполнения.

Образовательные ситуации можно разделить на следующие виды: ситуации морального выбора; ситуации общения и взаимодействия; проблемные ситуации; игровые ситуации; практические ситуации по интересам детей и др.

Игровая ситуация «Родители подарили на день рождения Ане подарок»

Подарком оказался долгожданный котенок. Папа предупредил девочку, что придётся не лениться, каждый день трудиться и ухаживать за котенком. Сначала Аня вместе с родителями изучила, как следует ухаживать за её питомцем: кормить, поить, играть с ним, менять лоток и пр. Через некоторое время Аня всему научилась и решила, что теперь будет самостоятельно ухаживать за котёнком.

Вопросы воспитателя детям:

Можно ли сказать, что Аня не только любит котёнка, но и любит трудиться?

Как вы думаете, кто должен ухаживать за питомцем: родители или ребенок, который просил приобрести питомца?

Согласны ли вы, что чтобы иметь питомца, надо быть трудолюбивым человеком?

Какое вознаграждение может получить человек, который ухаживает за своим питомцем?»

Источником для разработки ситуационных задач, как формы образовательной работы ДУ, может послужить многое: факты из окружающей жизни, художественная литература, рассказы людей, средства массовой информации и др.

Мастерская в первую очередь является формой организации продуктивной деятельности, однако в силу ярко выраженного интегративного характера позволяет развивать двигательную (мелкую моторику), социально- коммуникативную, познавательно-исследовательскую, трудовую деятельность, речевое и физическое развитие. Такая работа может стать более эффективной, если привлекать к участию в ней родителей.

​Дошкольники готовят рисунки, лепят из пластилина, теста, глины, вырезают из цветной бумаги или клеят «деньги будущего». При этом важно приучить ребенка к самостоятельности – сам придумал и сам слепил, склеил, вырезал и т.д. (но, не отказывая ему в поддержке и помощи).

Викторины и конкурсы можно рассматривать как своеобразные формы познавательной деятельности с использованием информационно-развлекательного содержания. Происходит интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое и физическое развитие. Примерами викторины могут быть: «Разумные траты сказочных героев», «Угадай профессию», «Угадай вид труда» и пр.

ПРИМЕРНЫЙ ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель: Сегодня мы узнаем, кто у нас знаток экономики. За каждый правильный ответ команда получит монетки. Та команда, у которой в итоге окажется больше всего монет – выиграет.

Сейчас мы с вами проведем экономическую викторину.

Вопросы:

1)     Что хранится в кошельке? (монеты, деньги).

2)      Какое животное всегда при деньгах? (поросенок, у него есть пятачок).

3)  Какие бывают деньги (бумажные и металлические).

Театрализованные интерактивные мини-постановки (обучающие сказки) имеют особое значение для социализации и развития дошкольника. Эта форма может успешно использоваться для закрепления пройденных понятий: работать и зарабатывать, деньги, желания и потребности, тратить, расходовать, экономить, беречь, откладывать, копить, сберегать, план, планировать, занимать, долг и пр. Участие детей в театрализованных постановках позволяет осуществлять образование и развитие по всем направлениям: «социально-коммуникативное развитие», «познавательное развитие», «речевое развитие», «художественно-эстетическое развитие» и «физическое развитие». 

Краткая характеристика современных технологий

1. Проектная деятельность позволяет детям самостоятельно или совместно с взрослыми открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путём, анализировать его и преобразовывать. С помощью проектов дошкольники осваивают новые понятия и представления о мире личных и семейных финансов. Примерные темы проектов, позволяющих формировать основы финансовой грамотности дошкольника: «Трудиться полезно и почётно», «Наше богатство» - формируем представление об истинных ценностях и богатстве человека.

2. Ситуационные задачи - обучения на примере разбора конкретной ситуации. Эта технология лучше других методов учит решать возникающие проблемы с учетом конкретных условий и фактической финансовой информации. Развитие ребёнка-дошкольника предполагает организацию включения его в череду разнообразных, меняющихся ситуаций, которые позволяют узнавать что-то новое о людях, семье, обществе, мире экономики и финансов. Ребёнок учится предвидеть последствия собственного поведения, анализировать причины того или иного развития событий. Усложняясь, такие ситуации, как правило, позволяют активизировать у ребёнка познавательный интерес, а также сформировать определённый опыт.

Образовательные ситуации можно разделить на следующие виды: ситуации морального выбора; ситуации общения и взаимодействия; проблемные ситуации; игровые ситуации; практические ситуации по интересам детей и др.

Средства организации изучения основ финансовой грамотности.

Для организации изучения основ финансовой грамотности должна быть создана развивающая среда с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов. 

Для изучения основ финансовой грамотности решающее значение имеют средства - совокупность материальных и идеальных объектов.

Общепринято их деление на:

  • демонстрационные (применяемые взрослым) и раздаточные (используемые детьми);
  • визуальные (для зрительного восприятия);
  • аудийные (для слухового восприятия);
  • аудиовизуальные (для зрительно-слухового восприятия);
  • естественные (натуральные) и искусственные (созданные человеком);
  • реальные (существующие) и виртуальные (не существующие, но возможные) и др.

В первую очередь рекомендуется использовать средства, направленные на развитие деятельности детей:

  • чтения (восприятия) художественной литературы (книги для детского чтения, в том числе аудиокниги, иллюстративный материал);
  • познавательно-исследовательской (натуральные предметы для исследования, макеты, карты, модели, картины и др.);
  • игровой (игры, игрушки);
  • трудовой (оборудование и инвентарь для разных видов труда);
  • коммуникативной (дидактический материал, электронные образовательные ресурсы);
  • продуктивной (оборудование и материалы для лепки, аппликации, рисования и конструирования);
  • музыкально-художественной (детская музыка, музыкальные инструменты, дидактический материал и др.);
  • двигательной (оборудование для ходьбы, бега, ползания, лазанья, прыгания, занятий с мячом и другими предметами).

Рекомендуется активно внедрять и использовать средства, носящие интерактивный характер (в диалоговом режиме, как взаимодействие ребёнка и соответствующего средства обучения), поскольку наличие обратной связи значительно повышает эффективность изучения.

Интеграция должна осуществляться гармонично, объединяя различные предметы для того, чтобы внести целостность в познание дошкольником окружающего мира, в том числе его экономической и финансовой областей.

Основные целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования по итогам изучения основ финансовой грамотности.

Ребенок:

  • овладел основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, мотивирован в желании познавать мир, в том числе мир экономики и финансов;
  • осознает разницу между желаниями и потребностями, понимает, что деньги зарабатываются трудом, являются мерой оценки труда, универсальным средством обмена;
  • способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
  • обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, бережного отношения к результатам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства, имеет начальные представления об истинных ценностях и богатстве человека;
  • активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх, способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
  • владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
  • достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний;
  • осознает, что сберегать (копить) непросто, но полезно, ответственно и важно, бережно относится к вещам, игрушкам, денежным средствам;
  • способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения;
  • различает разницу между желаниями и потребностями, понимает, что деньги зарабатываются трудом, являются мерой оценки труда, универсальным средством обмена;
  • проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.
  • обладает начальными знаниями о себе, о социальном мире, в котором он живёт, ориентируется в значении базовых финансово-экономических понятий;
  • знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области личных и семейных финансов;
  • способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

С этой целью дошкольная образовательная организация должна:

  • быть максимально «открытой» для родителей (законных представителей) ребёнка;
  • предоставлять исчерпывающую информацию об образовательных программах, включая программу «Основы финансовой грамотности»;
  • разъяснять специфику образовательного процесса и регулярно информировать о ходе реализации образовательных программ;
  • предоставить возможность открытого обсуждения вопросов, связанных с реализацией программ по финансовой грамотности;
  • по возможности привлекать родителей к проведению занятий с дошкольниками.

Воспитателю следует объяснять родителям о необходимости чаще беседовать с детьми на финансово-экономические темы, прививать бережное отношение к продуктам питания, вещам, игрушкам, ко всему, что создано человеком. Нельзя допускать, чтобы у детей стихийно складывались представления о том, что родители обязаны удовлетворять все их капризы и желания. Это приводит к потребительскому отношению к родителям, появляются желания, которые родители не в состоянии удовлетворять. Дошкольник должен чувствовать себя полноценным членом семейного «хозяйственного коллектива», знать, откуда в семье денежные средства, что покупается, почему это можно купить, а это нельзя, почему необходимо иметь запас (денег, продуктов и пр.), как копить и экономить.

Наибольший эффект даёт обучение ребёнка рациональному отношению к финансам именно в семье. Чтобы получить необходимые результаты, в семье необходимо воспитывать уважение к труду, труду людей, честно заработанным деньгам.

Тесный контакт между семьей и воспитателем помогает выстроить отношения взаимопонимания и выработать общий подход, а также обеспечить большую логичность и последовательность в изучения образовательной области «Основы финансовой грамотности», обучении и развитии самого ребенка.

Основные направления и формы работы с родителями (законными представителями) в процессе изучения программы «Основы финансовой грамотности» представлены

Таблица 2. Направления и формы взаимодействия с родителями

Направления

Формы работы

Информационное

Тематические стенды, создание странички на сайте дошкольной образовательной организации, родительский лекторий, консультации, создание библиотеки.

Познавательное

Создание предметно-пространственной среды,

семейные проекты, конкурсы, папки-передвижки, театрализованные постановки.

Досуговое

Праздники, выставки, ярмарки, экскурсии, встречи с интересными людьми, родительский клуб.

Аналитическое

Анкетирование, тестирование, личные беседы, родительская почта, анализ мнений и запросов родителей.

Обучающие видео

  1. Серия видео-мультфильмов «Уроки тетушки Совы»:
  1. Мультфильм Фиксики – Деньги - https://www.youtube.com/watch?v=M-voUp2hUSQ
  2. Караваев В. «Зайчонок и муха», 1977
  3. «Все профессии нужны, все профессии важны» (мультфильм-песенка для малышей)
  4. Союзмультфильм «Так сойдет»
  5. Союзмультфильм «Пятачок»
  6. «Вершки и корешки»
  7. Союзмультфильм «Сказка про лень»
  8. Мультсериал «Навигатум»:

- Профессия Ветеринар»

-«Детский стоматолог»

Финансовая грамотность для дошкольников

Финансовая грамотность для дошкольников – это финансово-экономическое образование детей, направленное на заложение нравственных основ финансовой культуры и развитие нестандартного мышления в области финансов (включающее творчество и воображение

Поэтому на этапе обучения дошкольников правильнее говорить о формировании азов финансовой грамотности.

В дошкольном возрасте под финансовой грамотностью понимается воспитание у ребенка бережливости, деловитости и рационального поведения в отношении простых обменных операций, здоровой ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги, а также формирование у ребенка правильного представления о финансовом мире

Эффективная педагогическая деятельность дошкольной образовательной организации по изучению основ финансовой грамотности возможна только в том случае, если в этот процесс активно включаются родители

На уровне развития каждого отдельного ребенка следует выделить следующие основные образовательные задачи изучения основ финансовой грамотности: 

  • познакомить дошкольника с первичными финансовыми и экономическими представлениями;
  • обогатить словарный запас дошкольника основными финансово-экономическими понятиями, соответствующими их возрасту;
  • способствовать формированию разумных экономических потребностей, умению соизмерять потребности с реальными возможностями их удовлетворения;
  • стимулировать мотивацию к бережливости, накоплению, полезным тратам;
  • заложить начало формированию финансово-экономического мышления;
  • способствовать формированию основных качеств у дошкольника по умению принятия самостоятельных решений;
  • сформировать умение рационально организовывать свою трудовую деятельность;
  • содействовать формированию позитивной социализации и личностному развитию дошкольника.

В процессе формирования и развития личности ребёнка обучение и воспитание неразделимы. Единство обучения и воспитания — важнейшее условие эффективности современного образовательного процесса. Поэтому при организации образовательного процесса в области формирования финансовой грамотности дошкольников обязательно должны ставиться воспитательные задачи.

Среди основных воспитательных задач можно выделить:

  • побуждение интереса к изучению мира экономики и финансов;
  • воспитание уважения к своему и чужому труду, добросовестному отношению к посильному труду, коллективизму в быту, предусматривающего взаимопомощь между членами семьи, друзьями и соседями;
  • воспитание нравственно-экономических качеств личности: трудолюбия, деловитости, предприимчивости, добросовестности, ответственности и самоконтролю, уверенности в себе, находить наилучший выход в ситуации;
  • воспитание бережного отношения ко всем видам собственности (личной и общественной), семейному и общественному достоянию, материальным ресурсам;
  • побуждение к взаимопомощи и поддержке, желанию делиться и отдавать, в случае острой необходимости, прийти на помощь ближнему.

Решение вышеописанных образовательных и воспитательных задач может служить одним из основных показателей социального прогресса общества путем создания новых ценностных ориентиров.

 

Как обучить детей финансовой грамотности

Вы можете приготовить ваших детей к грамотному обращению с деньгами, следуя советам из этой статьи.

Данное руководство сделано, чтоб помочь родителям развить финансовую грамотность у детей. Для этого, родители, вам надо сделать следующие шаги:

  1. рассказать, что такое бартер (или обмен товарами), и рассказать про универсальность денег
  2. познакомить ребенка с номиналами купюр и монет, ввести в арифметику счета
  3. рассказать, как вы зарабатываете деньги и на что их тратите
  4. объяснить, что ребенок уже сейчас может заработать деньги (за работу по дому, к примеру)
  5. объяснить разницу между потребностями и пожеланиями
  6. при покупке подарка, дать возможность ребенку делать выбор самому
  7. объяснить принцип накопления денег

Введение

Финансовая грамотность — это умение использовать знания и навыки для принятия правильных решений, связанных с деньгами и тратами.

Главными учителями финансовой грамотности остаются родители (или опекуны).

Тут может возникнуть препятствие в виде отговорки, что, мол, «я и сам не сильно волоку в финансах» или «у меня и так финансовые проблемы, что ж я могу ребенку объяснить?». Но это лишь отговорки, которые не являются причинами. Во-первых, у вас есть опыт (и позитивный, и негативный), который вы можете передать своему ребенку. Во-вторых, вы можете развиваться и финансово совершенствоваться вместе с малышом и становиться для него примером для подражания. И в-третьих, вам не надо быть финансовым гуру чтоб объяснить вашему ребенку базовые принципы.

Родителям важно понимать, что рано или поздно дети все равно будут слышать какие-то факты о деньгах, и у них будет складываться впечатление о финансах, основанное на данных извне.

Обучая детей финансовой грамотности, вы поможете им прояснить для себя связи между работой, заработком, затратами и сбережениями; они раньше поймут цену деньгам и научаться правильно принимать финансовые решения. Итак давайте приступим.

Что такое деньги; бартер

В раннем возрасте дети начинают понимать, что деньги нужны для того, чтоб что-то купить. Но реальную природу денег они зачастую недопонимают; и как деньги попадают к родителям в карманы — тоже.

Расскажите ребенку про то, как люди торговали в древности: что они обменивались товарами. К примеру, корову могли поменять на 30 куриц, или глиняный горшок на буханку хлеба. И пусть этот метод был эффективен какое-то время, были три большие проблемы (позвольте ребенку самому к ним прийти с помощью анализа ваших наводящих вопросов):

  • предметы для обмена было трудно переносить: «что легче принести на базар: гроздь винограда или осла?»
  • товары для обмена были дискретны, т.е. их было трудно дробить: «как быть, если у тебя есть коза, а тебе нужен хлеб? менять козу на буханку хлеба — это выгодно?»
  • товары портились и теряли ценность со временем: «сколько сохраняет свежесть яйцо? нужно ли кому-то тухлое мясо?»

И теперь расскажите ребенку, что были придуманы универсальные товары — деньги, которые решали три вышеупомянутые проблемы. Первыми деньгами (в нашем понимании термина) стали золотые монеты: они не теряли ценность с течением времени, их можно было выпускать разными номиналами, и их было легко носить..

Что же такое деньги

Тут все просто. Покажите ребенку все (по возможности) номиналы купюр и монет валюты страны, в которой вы живете. Расскажите, что у большинства стран своя валюта, и она в основном состоит из похожих монет и купюр.

Расскажите про ценность каждого номинала, и потренируйтесь вместе простой денежной арифметике: «сколько пятаков в гривне?» или «как собрать сумму в 64 рубля?». Наводящие вопросы могут быть разными в зависимости от возраста, знаний вашего ребенка и других аспектов, но вот несколько универсальных напутствий:

  1. положите перед ребенком кучку монет: пусть ребенок разложит их в группы по номиналу (так он(а) научится быстрее отличать монеты разного номинала)
  2. расскажите ребенку, какие названия есть у монет и купюр: «полтинник», «четвертак», «пятак», «червонец»; расскажите, что можно купить за каждый номинал (у ребенка сложится понятие о ценности каждой монеты и купюры)
  3. попросите ребенка сложить разные суммы: «как собрать 6 с половиной рублей?» или «какие монеты и купюры ты бы взял, что заплатить 131 рубль, 67 копеек?»
  4. наконец, чтоб закрепить знания, пойдите в магазин в незагруженное время и позвольте ребенку самому расплатиться за покупку

Подготовил заместитель заведующего по основной деятельности Кременская И.Л.

свернуть