Организация экскурсий и походов
ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСКУРСИЙ И ПОХОДОВ
В последние годы все ученые отмечают тенденцию к снижению двигательной активности всех детей, в частности дошкольного возраста. Этому способствуют многие факторы: телевизор и компьютер заменяют современным детям общение со сверстниками и игры, чрезмерное увлечение родителей ранним интеллектуальным развитием малышей ведёт к ухудшению их физического развития, очень высокая занятость родителей на работе препятствует совместной двигательной деятельности: всё меньше семей можно встретить на лыжне, катке, в парке, лесу.
Снижение двигательной активности не проходит для ребёнка дошкольного возраста даром: понижается эмоциональный тонус, ухудшаются показатели сердечно-сосудистой, нервной и дыхательной систем, снижаются работоспособность и выносливость. Гиппократ говорил: «Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны войти в быт каждого, кто хочет сохранить здоровье, полноценную и радостную жизнь». Пешие прогулки-походы, экскурсии — одна из наиболее эффективных форм работы, где можно решать эту проблему. Они играют важную роль в образовательном процессе учреждения дошкольного образования.
Именно дошкольный возраст является базой для формирования основ здорового образа жизни и представляет широкие возможности для физического воспитания посредством детского туризма.
Значение детского туризма очень велико. У ребят развиваются такие качества, как: самодисциплина, решительность, целеустремлённость, настойчивость при достижении цели, коммуникативные способности общения со сверстниками, умение владеть собой, мыслить и принимать самостоятельно решения.
Экскурсии и прогулки по территории детского сада, предусматривающие реализацию оздоровительных, познавательных, воспитательных задач, можно проводить уже с детьми трёх-четырёх лет. С детьми старшего дошкольного возраста, отличающимися довольно высокой степенью самостоятельности и организованности, что является непременным условием организации более продолжительной и сложной по содержанию и методике проведения двигательной деятельности в природе, можно проводить пешие прогулки-походы за пределы учреждения дошкольного образования.
Туристская прогулка в парк, на луг, к реке, пруду — это всегда положительные эмоции, радостное общение, возможность оценить свои силы и способности в преодолении новых препятствий. Они оказывают ни с чем не сравнимый оздоровительный эффект, получаемый в результате разнообразной двигательной активности, а также комплексного воздействия на организм природных факторов: солнца, воздуха, воды.
Бесспорна ценность дошкольного туризма в оздоровлении и физическом развитии ребёнка. Коллективные пешие прогулки-походы способствуют формированию детского коллектива, в котором все связаны одной целью, где ребёнок чувствует свою причастность к общему делу, видит, какую пользу он приносит, Прогулки воспитывают у детей важнейшие нравственные качества, учат налаживать взаимоотношения между членами группы, развивают в каждом ребёнке организованность, отзывчивость, щедрость, доброжелательность.
Обязательной составной частью туристской прогулки является работа по ознакомлению детей с историей родного края. У воспитанников развивается любознательность, расширяется кругозор, формируются первичные представления о традициях и культуре народа, закладываются основы национального самосознания.
На туристских прогулках дети приобщаются к удивительному миру природы. Неслучайно великий русский педагог К.Д. Ушинский считал: «Логика природы есть самая доступная для детей логика». Природа воздействует на ребёнка своей новизной, разнообразием, вызывает восторг, удивление, желание проникнуть в её тайны. Умелый воспитатель не упустит возможности обратить внимание детей на красоту пейзажа, на особенности сезонных и суточных изменений.
Туристские прогулки, походы и экспедиции могут иметь разные цели:
* оздоровительные (закаливание, получение запаса бодрости и работоспособности, эмоционально-психологическое оздоровление);
* спортивно-тренировочные (физическая тренировка, обучение преодолению естественных препятствий, ориентированию на местности, тактике действий в экстремальных ситуациях);
* познавательные (изучение родного края, знакомство с его историческими и природными достопримечательностями);
* развлекательные (игры, соревнования, конкурсы знатоков природы, походных песен и т.п.);
* эстетические (художественно-творческая деятельность в природе: рисование, сочинительство и т.п., общение с друзьями).
Цели прогулок могут объединяться, по-разному комбинироваться, а могут определяться в качестве основных и единственных. В зависимости от главной цели туристские прогулки с детьми дошкольного возраста делятся на разные виды.
1. Спортивно-тренировочные предполагают прохождение более длительного маршрута повышенной сложности (с преодолением разнообразных естественных препятствий или прохождением трассы с изменяющимся рельефом), обучение элементам ориентирования на местности сначала по расположению природных и социальных объектов, затем — по карте, компасу. На длительном привале дети преодолевают полосу препятствий, участвуют в подвижных играх с элементами соревнования.
2. Краеведческие прогулки могут быть направлены на изучение особенностей природы родного края и проводятся с целью экологического образования детей. В структуру прогулки на длительном привале может быть включено занятие по рисованию (предложить порисовать с натуры или изобразить наиболее понравившийся пейзаж).
3. Развлекательные. В конце месяца, сезона, когда подводится некий итог проделанной работы, а интерес к туризму может слегка угаснуть, организуются прогулки с элементами развлечений, сюрпризами, увлекательными конкурсами и подарками. В таком мероприятии могут участвовать более одной группы детей, родители, сотрудники учреждения дошкольного образования.
Пешие прогулки-походы целесообразно планировать в соответствии с циклическим принципом, что даёт возможность комплексного подхода к оздоровительно-воспитательной работе с дошкольниками через установление тесной связи разных видов детской деятельности, а также обеспечивает преемственность в содержании, формах и методах работы учреждения дошкольного образования.
Сущность циклического принципа: в соответствии с сезоном выделяются осенний, зимний и весенне-летний циклы. Каждый цикл — это неразрывное единство трёх взаимосвязанных частей: подготовки, проведения и подведения итогов туристских прогулок. С учётом климатических и погодных условий (а также возможностей учреждения дошкольного образования) определяется частота проведения туристских прогулок в течение года.
Периоды межсезонья, когда проведение прогулок затруднено в связи с погодными условиям? можно использовать для организации подготовительных; заключительных этапов цикла. Таким образом, разнообразие тематики и содержания туристских прогулок обеспечивает возможность комплексного развития личности ребёнка. Однако при этом неизменными должны оставаться структура прогулки в целом и оздоровительная направленность её двигательного содержания.
В то же время при организации туристской деятельности могут возникнуть некоторые проблемы.
Если учреждение дошкольного образования значительно удалено от лесопарковой зоны, то данная форма работы возможна лишь как эпизодическая.
В этом варианте туристские прогулки будут иметь значительно меньший оздоровительно-воспитательный эффект, но в любом случае от туризма не стоит отказываться совсем.
Этапы работы по организации пеших прогулок-походов складываются из нескольких направлений: работа с детьми, родителями, педагогами и сотрудниками учреждения дошкольного образования:
Подготовительный этап.
1. Работа с родителями.
* Коллективные обсуждения занятий туризмом и принятие совместных решений.
* Информирование о начальном содержании данной работы.
* Советы по поддержанию единых требований к распорядку дня ребёнка (особенно в выходные дни), проведению закаливающих мероприятий, созданию оптимальных условий для удовлетворения его потребности в активной двигательной деятельности.
* Подготовка одежды и личного походного снаряжения ребёнка.
* Продумывание заранее вопроса питания детей.
2. Работа с детьми.
Чтобы процесс подготовки доставлял воспитанникам удовольствие, важно осуществлять его через интересную совместную деятельность педагога и детей. Это может быть свободная беседа, в ходе которой дети обмениваются имеющимся опытом семейных походов, поездок, делятся полученными впечатлениями. Необычность и новизна сообщаемых педагогом фактов, сопровождаемых рассматриванием иллюстраций, слайдов, предметов туристского снаряжения, чтением художественной, энциклопедической литературы, вызывают яркие эмоциональные реакции воспитанников, развивают их воображение, побуждают к размышлениям, способствуют поиску новых знаний, желанию овладеть туристскими умениями.
Можно организовать художественно-творческую и игровую деятельность детей, направленную на достижение значимого для всех результата. Она может быть связана с изготовлением специальных эмблем и значков для участников похода, подготовкой и оформлением группового и личного снаряжения, разучиванием походных песен.
С целью обучения первоначальным основам ориентирования на местности на подготовительном этапе рекомендуется организовать игровые занятия по лепке из пластилина рельефных основ (возвышенностей и впадин), рисованию отдельных деревьев, леса, реки. Дети старшей группы легко овладевают простейшими топографическими знаками: графическими изображениями дорожек, тропинок, построек, отдельно стоящих деревьев и кустарников и т.д. Ориентирование удачно сочетает в себе физические и умственные нагрузки в интересной для воспитанников деятельности (в помещении и на воздухе), учит быстро и точно оценивать ситуацию, логически мыслить, рассуждать, делать выводы, читать карту-схему, сравнивать её с местностью, сопоставлять, выбирать рациональный путь движения при поисках контрольных пунктов. Много возможностей для проведения таких игр представляют прогулки в любое время года.
Эффект дают специально подобранные дидактические игры, развивающие упражнения, кроссворды, загадки, направленные на усвоение правил безопасного поведения в природе и во время движения по улице, способов ориентировки. Особое внимание должно быть уделено физической подготовке детей к туристским прогулкам (общей и специальной). Однако эта работа не должна проводиться в ущерб другим занятиям.
Общая физическая подготовка осуществляется в процессе физкультурных занятий, утренней гимнастики, подвижных игр и упражнений на прогулке, физкультурных досугов.
Специальная физическая подготовка проводится с целью развития выносливости и подготовки детей к длительным динамическим нагрузкам во время туристских прогулок. Хороший эффект дают дозированная ходьба, ежедневные пробежки, подвижные и спортивные игры с бегом и прыжками.
3. Работа с педагогами.
* Подборка необходимого информационного материала для родителей.
* Обследование места проведения туристского похода, разработка схемы маршрута.
* Составление конспекта проведения туристского похода.
* Подготовка спортивного оборудования.
* Проведение консультаций для воспитателей групп, идущих в поход.
Основной этап включает в себя непосредственное проведение пеших прогулок-походов и предполагает проведение следующих мероприятий:
* согласование с участниками туристского похода даты и места проведения;
* ознакомление всех участников с содержанием похода;
* обсуждение снаряжения и спортивного инвентаря, которое необходимо взять с собой;
* совместный сбор и отправление к месту проведения туристского похода, собственное воплощение сценария проведения.
Заключительный этап:
* анализ работы по организации и проведению туристических походов;
* дальнейшее планирование проведения туристских походов.
Не многим детям удаётся испытать прелесть большого путешествия: разве только мама с папой у них завзятые туристы и отправляются в поход с малышом в рюкзаке. Но предоставить детям возможность поиграть в путешествие можно. Тем более что продолжительная прогулка в соседнем лесу или парке, полная приключений и неожиданных находок, вполне воспринимается ими как самое настоящее событие. Тут и клад можно искать, и спасать сказочных персонажей, и добывать для себя волшебную силу или украшения для праздника — можно много разного придумать. Главное, чтобы педагогу хватило фантазии. Ну, а подготовка к путешествию — даже однодневному — дело серьёзное. Здесь нужны и физическая выносливость, и туристские навыки, и умение ориентироваться на местности. Не говоря уж о необходимости взаимопомощи и поддержки: без неё настоящим путешественникам никак не обойтись.
|
ПОДГОТОВКА К ТУРИСТСКИМ ПРОГУЛКАМ |
Воспитатель дошкольного образования |
1. Проводит работу с родителями по подготовке необходимой одежды, обуви, личного туристского инвентаря. 2.Осуществляет необходимую психологическую подготовку детей, проводит познавательные занятия, беседы, тематические игры |
Руководитель физического воспитания |
1. Осуществляет физическую подготовку детей к прогулкам, проводит тематические и сюжетные физкультурные занятия, досуги, тренировочные прогулки по облегчённому маршруту. 2.Разрабатывает маршруты и составляет конспекты туристских прогулок с учётом сезона и физической подготовленности детей |
Врач, медицинская сестра |
1. Формируют группы детей на основе состояния здоровья и темпов физического развития 2. Осуществляют контроль на физкультурных занятиях за соответствием нагрузки возможностям детей. 3. Комплектуют специальную походную аптечку. 4.Проводят беседы о правилах безопасного поведения в природных условиях, о способах оказания первой медицинской помощи |
Заведующая и заместитель заведующей по основной деятельности |
1. Создают условия для организации нового вида двигательной деятельности в учреждении дошкольного образования (оборудование полосы препятствий на территории, приобретение группового туристского снаряжения и т). 2. Осуществляют необходимую работу по повышению квалификации кадров по данному вопросу |
проведение туристских прогулок |
|||||||||
Воспитатель дошкольного образования |
1. Составляет список детей. 2. Вместе с детьми распределяет туристские должности. 3. Контролирует качество подготовки и состояния личного снаряжения, обуви и одежды детей. 4. Наряду с руководителем физического воспитания участвует в организации игр и свободных занятий на привале |
||||||||
Руководитель физического воспитания |
1. Проводит вместе с воспитателем туристские прогулки по заранее намеченным и утверждённым маршрутам. 2. Осуществляет дифференцированный подход в определении психической и физической нагрузки, подборе познавательного материала |
||||||||
Врач, медицинская сестра |
1. Осуществляют медицинский контроль за соответствием получаемой физической нагрузки возможностям детей 2. Осуществляют контроль за аппетитом и сном детей. 3. При необходимости дают советы по подбору одежды ребёнка в зависимости от погоды и состояния здоровья |
||||||||
Заведующий и заместитель заведующей по основной деятельности |
1. Обеспечивают участие взрослых (не менее двух на группу) в проведении прогулок 2. Проводят инструктаж со взрослыми по охране жизни и здоровья детей |
||||||||
|
Памятка
СТРУКТУРА ПРОВЕДЕНИЯ ПЕШИХ ПРОГУЛОК-ПОХОДОВ
1. Организационное начало (до 5 мин).
Цель — сообщение задачи и краткого содержания предстоящей прогулки, проверка состояния личного снаряжения и готовности к походу.
Создаётся игровая мотивация (персонаж, письмо и т.д.), можно использовать художественное слово, наглядность, аудиозапись, рассматривание и обсуждение маршрута. Можно создать игровую (или проблемную) ситуацию.
2. Движение по разработанному маршруту.
Включает в себя до 3 переходов с кратковременными привалами (5-10 мин) для отдыха.
* В тёплый период года во время первого короткого перехода (длительность 7—10 мин) можно предложить полюбоваться пейзажем, запомнить направление движения, сверить его с указателями на карте.
* Первый привал — подгоночный (не более 5 мин). Оценивается реакция детей на нагрузку, поправляется одежда и снаряжение, уточняется маршрут.
* Второй переход. После непродолжительной ходьбы можно предусмотреть проведение подвижных игр по ходу движения (разнообразные виды ходьбы, имитирующие движения зверей, птиц). Можно включить лёгкую пробежку в медленном темпе (до 1,5 мин — движение осуществляется по равнинной местности).
* Второй привал – промежуточный. Можно опереться о дерево. Проводятся дидактические и экологической направленности игры организуется наблюдение за природными объектами.
Третий переход. Преодоление естественной полосы препятствий в игровой форме (количество препятствий — до 6—8). Можно использовать ходьбу по высокой траве, по сугробам, бревну, мостику, «змейкой» между деревьями, кустами, кочками, подлезание под ветки, прыжки с пенька и с кочку на кочку, подпрыгивание до ветки, листьев и т.п., можно включать непродолжительный бег (до 30 сек).
3. Длительный привал.
* Детям предоставляется возможность мышечного расслабления (до 10 мин), можно присесть, прилечь. Во время расслабления: наблюдения, загадки, пение, чтение стихотворений, спокойные игры.
* Организованная двигательная активность детей: подвижные игры, игры-эстафеты.
* Самостоятельная деятельность детей.
Используются 2 вида приёмов для обогащения двигательного опыта детей:
1) способствующие установлению взаимосвязи и преемственности в содержании организованной и самостоятельной двигательной деятельности: напоминание, вопросы, включение тех пособий и атрибутов, с которыми дети выполняли упражнения на физкультурных занятиях, помощь воспитателя в организации игр;
2) направленные на овладение навыками движения, которые можно выполнять только в природных условиях: проблемные вопросы и задания, стимулирующие творческую активность (например, предложить придумать как можно больше упражнений на лежащем бревне, пеньке, у ручья и т.д.).
На этом этапе можно обучать детей алгоритму действий в случае, если ребёнок заблудился в лесу (как подать звуковой сигнал, соорудить простейшее укрытие для сохранения тепла, сориентироваться на месте нахождения, успокоиться).
Можно привлечь детей к выполнению социально значимой работы: покормить птиц, очистить поляну от мусора, накрыть «стол» для всей группы и пр.
Таким образом, содержание деятельности на привале может быть достаточно разнообразным в зависимости от целей, тематики туристской прогулки, времени пребывания на поляне, интересов детей, сезона и прочих обстоятельств.
4. Возвращение в учреждение дошкольного образования.
По кратчайшему пути. Можно включить на этом этапе игровые упражнения, отгадывание загадок, свободные беседы и т.д.
Структура написания конспекта пешей прогулки-похода:
1. Тема.
2. Задачи.
3. Общее расстояние.
4. Продолжительность.
5. Место проведения.
6. Оборудование и инвентарь.
7. Ход прогулки-похода.
Игры на закрепление представлений детей о туризме
Проводятся на подготовительном этапе в помещении и на улице
Подумай и отгадай (настольная игра). Детям предлагается иллюстрация с изображением туриста с рюкзаком и различных предметов (туристское снаряжение, аптечка, игрушки, посуда и прочий инвентарь). Из этого многообразия предметов необходимо выбрать те, которые могут пригодиться в походе и удобны для переноски в рюкзаке. Выигрывает тот, кто безошибочно справится с задачей.
Кто быстрее (настольная игра). Детям предлагается план местности с тремя разными маршрутами, сходящимися в одной точке (поляне), три фишки и кубик. Одновременно в игре принимают участие три игрока. Выигрывает тот, кто первым «придёт» на поляну, руководствуясь знаками, расставленными на пути следования, и соблюдая правила поведения туристов.
Вариант: игру можно организовать на спортивной площадке во время прогулки.
Будь внимателен. Детям раздаются карточки с изображением того или иного вида туризма. У воспитателя — большие иллюстрации с различным туристским снаряжением. Показывая их детям по одной, педагог предлагает отыскать у себя карточку с соответствующим видом туризма. Например, весло — водный туризм, каска — горный, велосипед — велосипедный и т.п. Кто правильно и быстро справится с заданием, получает фишку. Выигрывает тот, кто наберёт больше фишек.
Знатоки природы. У воспитателя — карточки с изображением ядовитых и съедобных грибов и ягод; цветов и животных, занесённых в Красную книгу. Показывая рисунки, он предлагает детям назвать растение (животное, гриб и т.п.) и рассказать всё, что они о нём знают. За лучший рассказ ребёнок получает фишку. Звание знатока и соответствующий значок получает тот, кто наберёт больше фишек.
Не ошибись. Дети стоят по кругу, воспитатель — в центре. Бросая им поочерёдно мяч, он называет вид туризма или какой-нибудь предмет туристского снаряжения — дети продолжают начатый список. Если игрок не поймал мяч или не смог быстро ответить, то выходит из игры. Затем роль водящего выполняет ребёнок, лучше всех справившийся с заданием.
Определим погоду. Воспитатель называет признаки (народные приметы), дети определяют, на какую погоду они указывают.
Кучевые облака к вечеру увеличиваются в размерах.
Стрижи летают высоко.
Солнце прячется за тучами.
Красная заря утром.
К вечеру на западе полоса ясного неба, солнце садится в безоблачное небо.
Вечером становится теплее, чем утром.
К вечеру (и ночью) — туман.
Вариант: воспитатель показывает иллюстрации солнечного, пасмурного, дождливого, ветреного, морозного дня. Дети должны назвать как можно больше примет, указывающих на погожие и ненастные дни.
Игровые упражнения по ориентированию детей на местности
1. В групповом помещении и дома:
* «Покажи и назови, что расположено впереди (сзади, слева, справа)»;
* «Объясни, где лежит игрушка»;
* «Возьми пирамидку и поставь на полку справа»;
* задания: найти игрушку в комнате по словесному указанию взрослого (например: «Иди прямо, у стола поверни налево, подойди к крайнему окну и справа ищи куклу»); найти предмет по количеству шагов.
2. На территории учреждения дошкольного образования и во дворе дома:
* ознакомительная экскурсия по участку детского сада и дома (сформулировать, где что расположено по отношению к ребёнку);
* нахождение игрушки по словесному указанию взрослого (например: «Пройди прямо по дорожке до песочницы, сверни налево, пройди до домика, там найдёшь игрушку»).
1. Работа с макетом кукольной комнаты (совместное рассматривание кукольной комнаты и изображение её взрослым с помощью простейших геометрических фигур).
2. Создание взрослым при активной помощи детей карты-схемы игровой или жилой комнаты, границами которой являются стены с окнами и дверями.
3. Беседа с рассматриванием карты-схемы помещения. Задания: показать и назвать предмет в комнате, найти его изображение на карте-схеме (в качестве помощника можно использовать цвет).
4. Индивидуальное составление детьми карты-схемы группы или своей комнаты на листе бумаги (необходимая помощь взрослого в соблюдении масштаба схемы).
5. Упражнения с картой-схемой:
* взрослый пунктирной линией изображает на карте-схеме маршрут, по которому предлагается «пройти» ребёнку;
* соревнования: кто быстрее и точнее пройдёт свой маршрут (важные подсказки: при передвижении карту-схему держать перед собой так, чтобы её главные детали — стены, окна, двери — совпадали с их подлинным расположением; постоянный ориентир: сначала посмотри на дверь);
* игры «Найди, где спрятать игрушки», «Расставь игрушки так, как указано на карте-схеме».
6. Ориентирование на участке детского сада (во дворе дома):
* изучение условных обозначений деревьев, кустов, оборудования, расцветки обозначений;
* составление плана участка взрослым и детьми;
* упражнения: «Пройти по нашему участку от веранды к песочнице, двигаясь при этом в соответствии с изображёнными на карте стрелками», «Как проехать от веранды до песочницы?»;
* совместное составление взрослым и детьми карты-схемы двух-трёх групповых участков;
* составление «малых» карт каждым желающим ребёнком;
* игра с картой;
* самостоятельные игры типа «Казаки-разбойники» (одна из команд убегает, отмечая своё направление стрелками, другая ищет её).
1. Изучение составленной взрослым карты-схемы всей территории учреждения дошкольного образования (можно ориентироваться по нескольким вариантам карт).
2. Совместное составление взрослым и детьми карты-схемы территории детского сада.
3. Упражнения и игры по ориентированию на местности по уменьшенным картам. Сначала местом «старта» и «финиша» служат дверь, калитка или ворота, затем — другие ориентиры:
· «Охота на зверей» (на маленькие картонки прикрепляют картинки с изображением разных хищных зверей, размещаются на территории детского сада, служат отметками маршрута);
· на развитие памяти (на карте закрывается часть территории; детского сада, которую детям предлагается нарисовать по памяти);
· «Поиск сокровищ» (детям дается карта-схема двух участков с обозначением пункта, где спрятано «сокровище», требуется найти «сокровище» по плану);
· игры-соревнования на велосипедах по маршруту;
· игра «Светофор» (участники следят за картой в руках взрослого: «зелёный» означает быстрый бег, «жёлтый» — медленный; «красный» — остановку);
· игры «Самый наблюдательный», «Кто быстрее», «Следопыты», «Не заблудись», «Найди и запомни», «Самый внимательный».
4. Знакомство с компасом:
· рассматривание, обследование, рассказ взрослого об устройстве прибора и его назначении
· упражнения и игры с компасом (выбор направления движения по нему).
5. Ориентирование по солнцу, луне, звёздам.
6. Соревнование по ориентированию на участке детского сада
7. Туристские прогулки в близлежащие парки.
Литература:
1. Виноградова, С. Пешие прогулки-походы в системе дошкольного образования / С. Виноградова, Н. Яновская, Т. Труфанова// Пралеска. – 2014. - № 3. – С. 53 – 58.