Организация экскурсий и походов

ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСКУРСИЙ И ПОХОДОВ

В последние годы все ученые отмечают тенденцию к снижению двигательной активности всех детей, в частности дошкольного возраста. Этому способствуют многие факторы: телевизор и компьютер заменяют современным детям общение со сверстниками и игры, чрезмерное увлечение родителей ранним интеллектуальным раз­витием малышей ведёт к ухудшению их физического развития, очень высокая занятость родителей на работе препятствует совместной двигательной деятельности: всё меньше семей можно встретить на лыжне, катке, в парке, лесу.

Снижение двигательной активности не проходит для ребёнка дошкольного возраста даром: понижается эмоциональный тонус, ухудшаются показатели сердечно-сосудистой, нервной и дыхательной систем, снижаются работоспособность и выносливость. Гиппократ говорил: «Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны войти в быт каждого, кто хочет сохранить здоровье, полноценную и радостную жизнь». Пешие прогулки-походы, экскурсии — одна из наиболее эффективных форм работы, где можно решать эту проблему. Они играют важную роль в образовательном процессе учреждения дошкольного образования.

Именно дошкольный возраст является базой для формирования основ здорового образа жизни и представляет широкие возможности для физического воспитания посредством детского туризма.

Значение детского туризма очень велико. У ребят развиваются такие качества, как: самодисциплина, решительность, целеустремлённость, настойчивость при достижении цели, коммуникативные способности общения со сверстниками, уме­ние владеть собой, мыслить и принимать самостоятельно решения.

Экскурсии и прогулки по территории детского сада, предусматривающие реализацию оздоровительных, позна­вательных, воспитательных задач, можно проводить уже с детьми трёх-четырёх лет. С детьми старшего дошкольного возраста, отличающимися довольно высокой степенью самостоятельности и организованности, что является непременным условием организации более продолжительной и сложной по содержанию и методике проведения двигательной деятельности в природе, можно проводить пешие прогулки-походы за пределы учреждения дошкольного образования.

Туристская прогулка в парк, на луг, к реке, пруду — это всегда положительные эмоции, радостное общение, возможность оценить свои силы и способности в преодолении новых препятствий. Они оказывают ни с чем не сравнимый оздоровительный эффект, получаемый в результате разнообразной двигательной активности, а также комплексного воздействия на организм природных факторов: солнца, воздуха, воды.

Бесспорна ценность дошкольного туризма в оздоровлении и физическом развитии ребёнка. Коллективные пешие прогулки-походы способствуют форми­рованию детского коллектива, в котором все связаны одной целью, где ребёнок чувствует свою причастность к общему делу, видит, какую пользу он приносит, Прогулки воспитывают у детей важнейшие нравственные качества, учат налаживать взаимоотношения между членами группы, развивают в каждом ребёнке организованность, отзывчивость, щедрость, доброжелательность.

Обязательной составной частью туристской прогулки является работа по ознакомлению детей с историей родного края. У воспитанников развивается любознательность, расширяется кругозор, формируются первичные представления о традициях и культуре народа, закладываются основы национального самосознания.

На туристских прогулках дети приобщаются к удивительному миру природы. Неслучайно великий русский педагог К.Д. Ушинский считал: «Логика природы есть самая доступная для детей логика». Природа воздействует на ребёнка своей новизной, разнообразием, вызывает восторг, удивление, желание проникнуть в её тайны. Умелый воспитатель не упустит возможности обратить внимание детей на красоту пейзажа, на особенности сезонных и суточных изменений.

Туристские прогулки, походы и экспедиции могут иметь разные цели:

*   оздоровительные (закаливание, получение запаса бодрости и работоспособности, эмоционально-психологическое оздоровление);

*   спортивно-тренировочные (физическая тренировка, обучение преодолению естественных препятствий, ориентированию на местности, тактике действий в экстремальных ситуациях);

*   познавательные (изучение родного края, знакомство с его историческими и природными достопримечательностями);

*     развлекательные (игры, соревнования, конкурсы знатоков природы, походных песен и т.п.);

*   эстетические (художественно-творческая деятельность в природе: рисование, сочинительство и т.п., общение с дру­зьями).

Цели прогулок могут объединяться, по-разному комбинироваться, а могут определяться в качестве основных и единственных. В зависимости от главной цели туристские прогулки с детьми дошкольного возраста делятся на разные виды.

1.  Спортивно-тренировочные предполагают прохождение более длительного маршрута повышенной сложности (с преодолением разнообразных естественных препятствий или прохождением трассы с изменяющимся рельефом), обучение элементам ориентирования на местности сначала по расположению природных и социальных объектов, затем — по карте, компасу. На длительном привале дети преодолевают полосу препятствий, участвуют в подвижных играх с элементами соревнования.

2.  Краеведческие прогулки могут быть направлены на изучение особенностей природы родного края и проводятся с целью экологического образования детей. В структуру прогулки на длительном привале может быть включено занятие по рисованию (предложить порисовать с натуры или изобразить наиболее понравившийся пейзаж).

3.  Развлекательные. В конце месяца, сезона, когда подводится некий итог проделанной работы, а интерес к туризму может слегка угаснуть, организуются прогулки с элементами развлечений, сюрпризами, увлекательными конкурсами и по­дарками. В таком мероприятии могут участвовать более одной группы детей, родители, сотрудники учреждения дошкольного образования.

Пешие прогулки-походы целесообразно планировать в соответствии с циклическим принципом, что даёт возможность комплексного подхода к оздоровительно-воспитательной работе с дошкольниками через установление тесной связи разных видов детской деятельности, а также обеспечивает преемственность в содержании, формах и методах работы учреждения дошкольного образования.

Сущность циклического принципа: в соответствии с сезоном выделяются осенний, зимний и весенне-летний циклы. Каждый цикл — это неразрывное единство трёх взаимосвязанных частей: подготовки, проведения и подведения итогов туристских прогулок. С учётом климатических и погодных условий (а также возможностей учреждения дошкольного образования) определяется частота проведения туристских прогулок в течение года.

Периоды межсезонья, когда проведение прогулок затруднено в связи с погодными условиям? можно использовать для организации подготовительных; заключительных этапов цикла. Таким образом, разнообразие тематики и содержания туристских прогулок обеспечивает возможность комплексного развития личности ребёнка. Однако при этом неизменными должны оставаться структура прогулки в целом и оздоровительная направленность её двигательного содержания.

В то же время при организации туристской деятельности могут возникнуть некоторые проблемы.

Если учреждение дошкольного образования значительно удалено от лесопарковой зоны, то данная форма работы возможна лишь как эпизодическая.

В этом варианте туристские прогулки будут иметь значительно меньший оздоровительно-воспитательный эффект, но в любом случае от туризма не стоит отказываться совсем.

Этапы работы по организации пеших прогулок-походов складываются из нескольких направлений: работа с детьми, родителями, педагогами и сотрудниками учреждения дошкольного образования:

Подготовительный этап.

1.  Работа с родителями.

*   Коллективные обсуждения занятий туризмом и принятие совместных решений.

*   Информирование о начальном содержании данной работы.

*          Советы по поддержанию единых  требований к распорядку дня ребёнка (особенно в выходные дни), проведению закали­вающих мероприятий, созданию оптимальных условий для удо­влетворения его потребности в активной двигательной деятельности.

*  Подготовка одежды и личного походного снаряжения ребёнка.

*  Продумывание заранее вопроса питания детей.

2.  Работа с детьми.

Чтобы процесс подготовки доставлял воспитанникам удовольствие, важно осуществлять его через интересную совместную деятельность педагога и детей. Это может быть свободная беседа, в ходе которой дети обмениваются имеющимся опытом семейных походов, поездок, де­лятся полученными впечатлениями. Необычность и новизна сообщаемых педагогом фактов, сопровождаемых рассматри­ванием иллюстраций, слайдов, предметов туристского снаряже­ния, чтением художественной, энциклопедической литературы, вызывают яркие эмоциональные реакции воспитанников, развивают их воображение, побуждают к размышлениям, способствуют поиску новых знаний, желанию овладеть туристскими умениями.

Можно организовать художественно-творческую и игровую деятельность детей, направленную на достижение значи­мого для всех результата. Она может быть связана с изготов­лением специальных эмблем и значков для участников похода, подготовкой и оформлением группового и личного снаряжения, разучиванием походных песен.

С целью обучения первоначальным основам ориентиро­вания на местности на подготовительном этапе рекомендуется организовать игровые занятия по лепке из пластилина рельефных основ (возвышенностей и впадин), рисованию отдельных деревьев, леса, реки. Дети старшей группы легко овладевают простейшими топографическими знаками: графическими изображениями дорожек, тропинок, построек, отдельно стоящих деревьев и кустарников и т.д. Ори­ентирование удачно сочетает в себе физические и умственные нагрузки в интересной для воспитанников деятельности (в помещении и на воздухе), учит быстро и точно оценивать ситуацию, логически мыслить, рассуждать, делать выводы, читать карту-схему, сравнивать её с местностью, сопоставлять, выбирать рациональный путь движения при поисках контрольных пунктов. Много возможностей для проведения таких игр пред­ставляют прогулки в любое время года.

Эффект дают специально подобранные дидактические игры, развивающие упражнения, кроссворды, загадки, направ­ленные на усвоение правил безопасного поведения в природе и во время движения по улице, способов ориентировки. Особое внимание должно быть уделено физической подготовке детей к туристским прогулкам (общей и специальной). Однако эта работа не должна проводиться в ущерб другим занятиям.

Общая физическая подготовка осуществляется в процессе физкультурных занятий, утренней гимнастики, подвижных игр и упражнений на прогулке, физкультурных досугов.

Специальная физическая подготовка проводится с целью развития выносливости и подготовки детей к длительным ди­намическим нагрузкам во время туристских прогулок. Хороший эффект дают дозированная ходьба, ежедневные пробежки, подвижные и спортивные игры с бегом и прыжками.

3.  Работа с педагогами.

*   Подборка необходимого информационного материала для родителей.

*           Обследование места проведения туристского похода, разработка схемы маршрута.

*   Составление конспекта проведения туристского похода.

*   Подготовка спортивного оборудования.

*  Проведение консультаций для воспитателей групп, идущих в поход.

 

Основной этап включает в себя непосредственное проведение пеших прогулок-походов и предполагает проведение сле­дующих мероприятий:

*  согласование с участниками туристского похода даты и места проведения;

*          ознакомление всех участников с содержанием похода;

*          обсуждение снаряжения и спортивного инвентаря, которое необходимо взять с собой;

*          совместный сбор и отправление к месту проведения туристского похода, собственное воплощение сценария проведения.

 

Заключительный этап:

*          анализ работы по организа­ции и проведению туристических походов;

*          дальнейшее планирование проведения туристских походов.

 

Не многим детям удаётся испытать прелесть большого путешествия: разве только мама с папой у них завзятые туристы и отправляются в поход с малышом в рюкзаке. Но предоставить детям возможность поиграть в путешествие можно. Тем более что продолжительная прогулка в соседнем лесу или парке, полная приключений и неожиданных находок, вполне воспринимается ими как самое настоящее событие. Тут и клад можно искать, и спасать сказочных персонажей, и добывать для себя волшебную силу или укра­шения для праздника — можно много разного придумать. Главное, чтобы педагогу хватило фантазии. Ну, а подготовка к путешествию — даже однодневному — дело серьёзное. Здесь нужны и физическая выносливость, и туристские навыки, и умение ориентироваться на местности. Не говоря уж о не­обходимости взаимопомощи и поддержки: без неё настоящим путешественникам никак не обойтись.

МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

 

 

ПОДГОТОВКА К ТУРИСТСКИМ ПРОГУЛКАМ

Воспитатель дошкольного образования

1.                                    Проводит работу с родителями по подготовке необходимой одежды, обуви, личного туристского инвентаря.

2.Осуществляет необходимую психологическую подготовку детей, проводит познавательные занятия, беседы, тематические игры

Руководитель физического воспитания

1.                                Осуществляет физическую подготовку детей к прогулкам, проводит тематические и сюжетные физкультурные занятия, досуги, тренировочные прогулки по облегчённому маршруту.

2.Разрабатывает маршруты и составляет конспекты туристских прогулок с учётом сезона и физической подготов­ленности детей

Врач, медицинская сестра

1.                                    Формируют группы детей на основе состояния здоровья и темпов физического развития

2.                                    Осуществляют контроль на физкультурных занятиях за соответствием нагрузки возможностям детей.

3.                                    Комплектуют специальную походную аптечку.

4.Проводят беседы о правилах безопасного поведения в природных условиях, о способах оказания первой медицинской помощи

Заведующая и заместитель заведующей по основной деятельности

1.                                    Создают условия для организации нового вида двигательной деятельности в учреждении дошкольного образования (оборудование полосы препятствий на территории, приобретение группового туристского снаряжения и т).

2.                                    Осуществляют необходимую работу по повышению квалификации кадров по данному вопросу

 

 

 

 

 

 

проведение туристских прогулок

Воспитатель дошкольного образования

1.            Составляет список детей.

2.            Вместе с детьми распределяет туристские должности.

3.            Контролирует качество подготовки и состояния личного снаряжения, обуви и одежды детей.

4.            Наряду с руководителем физического воспитания участвует в организации игр и свободных занятий на привале

Руководитель физического воспитания

1.            Проводит вместе с воспитателем туристские прогулки по заранее намеченным и утверждённым маршрутам.

2.        Осуществляет дифференцированный подход в определении психической и физической нагрузки, подборе познавательного материала

Врач, медицинская сестра

1.            Осуществляют медицинский контроль за соответствием получаемой физической нагрузки возможностям детей

2.            Осуществляют контроль за аппетитом и сном детей.

3.            При необходимости дают советы по подбору одежды ребёнка в зависимости от погоды и состояния здоровья

Заведующий и заместитель заведующей по основной деятельности

1.            Обеспечивают участие взрослых (не менее двух на группу) в проведении прогулок

2.            Проводят инструктаж со взрослыми по охране жизни и здоровья детей

                                           ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ 

Воспитатель дошкольного образования

1.            Организует выставку поделок из природного материала, рисунков детей, фоторепортажа для родителей.

2.            Проводит итоговые беседы, игры на закрепление знаний и туристских навыков.

3.        Создаёт условия на прогулке и в группе для отражения полученных впечатлений в самостоятельной игровой, двигательной, художественно-творческой деятельности

Руководитель физического воспитания

1.        Наряду с воспитателем участвует в проведении тематического родительского собрания (круглого стола, совместного досуга и т.п.).

2.            Проводит итоговые досуги, физкультурные праздники

Врач, медицинская сестра

1.            Определяют динамику заболеваемости и физического развития детей.

2.            Дают рекомендации по дозированию нагрузки на последующих прогулках

Заведующая и заместитель заведующей по основной деятельности

1.            Организуют итоговые педсовета, круглые столы по анализу проводимой работы, обобщают накопленный опыт.

2.            Поощряют отдельных педагогов за особые достижения в оздоровлении и воспитании детей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Памятка

СТРУКТУРА ПРОВЕДЕНИЯ ПЕШИХ ПРОГУЛОК-ПОХОДОВ

1.   Организационное начало (до 5 мин).

Цель — сообщение задачи и краткого содержания предстоящей прогулки, проверка состояния личного снаряжения и готовности к походу.

Создаётся игровая мотивация (персонаж, письмо и т.д.), можно использовать художественное слово, наглядность, аудиозапись, рассматривание и обсуждение маршрута. Можно создать игровую (или проблемную) ситуацию.

2.   Движение по разработанному маршруту.

Включает в себя до 3 переходов с кратковременными привалами (5-10 мин) для отдыха.

*     В тёплый период года во время первого короткого перехода (длительность 7—10 мин) можно предложить полюбоваться пейзажем, запомнить направление движения, сверить его с указателями на карте.

*     Первый привал — подгоночный (не более 5 мин). Оценивается реакция детей на нагрузку, поправляется одежда и снаряжение, уточняется маршрут.

*     Второй переход. После непродолжительной ходьбы можно предусмотреть проведение подвижных игр по ходу движения (разнообразные виды ходьбы, имитирующие движения зверей, птиц). Можно включить лёгкую пробежку в медленном темпе (до 1,5 мин — движение осуществляется по равнинной местности).

*     Второй привал – промежуточный. Можно опереться о дерево. Проводятся дидактические и экологической направленности игры организуется наблюдение за природными объектами.

Третий переход. Преодоление естественной полосы препятствий в игровой форме (количество препятствий — до 6—8). Можно использовать ходьбу по высокой траве, по сугробам, бревну, мостику, «змейкой» между деревьями, кустами, кочками, подлезание  под ветки, прыжки с пенька и с кочку на кочку, подпрыгивание до ветки, листьев и т.п., можно включать непродолжительный бег (до 30 сек).

3.                     Длительный привал.

*                       Детям предоставляется возможность мышечного расслабления (до 10 мин), можно присесть, прилечь. Во время расслабления: наблюдения, загадки, пение, чтение стихотворений, спокойные игры.

*                       Организованная двигательная активность детей: подвижные игры, игры-эстафеты.

*      Самостоятельная деятельность детей.

 

Используются 2 вида приёмов для обогащения двигательного опыта детей:

1)   способствующие установлению взаимосвязи и преемственности в содержании организованной и самостоятельной двигательной деятельности: напоминание, вопросы, включение тех пособий и атрибутов, с которыми дети выполняли упражнения на физкультурных занятиях, помощь воспитателя в организации игр;

2)  направленные на овладение навыками движения, которые можно выполнять только в природных условиях: проблемные вопросы и задания, стимулирующие творческую активность (например, предложить придумать как можно больше упражнений на лежащем бревне, пеньке, у ручья и т.д.).

На этом этапе можно обучать детей алгоритму действий в случае, если ребёнок заблудился в лесу (как подать звуковой сигнал, соорудить простейшее укрытие для сохранения тепла, сориенти­роваться на месте нахождения, успокоиться).

Можно привлечь детей к вы­полнению социально значимой работы: покормить птиц, очистить поляну от мусора, накрыть «стол» для всей группы и пр.

Таким образом, содержание деятельности на привале может быть достаточно разнообразным в зависимости от целей, темати­ки туристской прогулки, времени пребывания на поляне, интересов детей, сезона и прочих обстоя­тельств.

4.                        Возвращение в учреждение дошкольного образования.

По кратчайшему пути. Можно включить на этом этапе игровые упражнения, отгадывание загадок, свободные беседы и т.д.

 

Структура написания конспекта пешей прогулки-похода:

1.                        Тема.

2.                      Задачи.

3.                        Общее расстояние.

4.                        Продолжительность.

5.                        Место проведения.

6.                        Оборудование и инвентарь.

7.                        Ход прогулки-похода.


 

Игры на закрепление представлений детей о туризме

 

Проводятся на подготовительном этапе в помещении и на улице

Подумай и отгадай (настольная игра). Детям предлагается иллюстрация с изображением туриста с рюкзаком и различных предметов (туристское снаряжение, аптечка, игрушки, посуда и прочий инвентарь). Из этого многообразия пред­метов необходимо выбрать те, которые могут пригодиться в походе и удобны для переноски в рюкзаке. Выигрывает тот, кто безошибочно справится с задачей.

Кто быстрее (настольная игра). Детям предлагается план местности с тремя разными маршрутами, сходящимися в одной точке (поляне), три фишки и кубик. Одновременно в игре при­нимают участие три игрока. Выигрывает тот, кто первым «придёт» на поляну, руководствуясь знаками, расставленными на пути следования, и соблюдая правила поведения туристов.

Вариант: игру можно организовать на спортивной площадке во время прогулки.

Будь внимателен. Детям раздаются карточки с изображением того или иного вида туризма. У воспитателя — большие иллю­страции с различным туристским снаряжением. Показывая их детям по одной, педагог предлагает отыскать у себя карточку с соответствующим видом туризма. Например, весло — водный туризм, каска — горный, велосипед — ве­лосипедный и т.п. Кто правильно и быстро справится с заданием, получает фишку. Выигрывает тот, кто наберёт больше фишек.

Знатоки природы. У воспитателя — карточки с изображением ядовитых и съедобных грибов и ягод; цветов и животных, занесённых в Красную книгу. Показывая рисунки, он предлагает детям назвать растение (животное, гриб и т.п.) и рассказать всё, что они о нём знают. За лучший рассказ ребёнок получает фишку. Звание знатока и соответствующий значок получает тот, кто наберёт больше фишек.

      Не ошибись. Дети стоят по кругу, воспитатель — в центре. Бросая им поочерёдно мяч, он называет вид туризма или какой-нибудь предмет туристского снаряжения — дети продолжают начатый список. Если игрок не поймал мяч или не смог быстро ответить, то выходит из игры. Затем роль водящего выполняет ребёнок, лучше всех справившийся с заданием.

Определим погоду. Воспитатель называет признаки (народные приметы), дети определяют, на какую погоду они указывают.

Кучевые облака к вечеру увеличиваются в размерах.

Стрижи летают высоко.

Солнце прячется за тучами.

Красная заря утром.

К вечеру на западе полоса ясного неба, солнце садится в безоблачное небо.

Вечером становится теплее, чем утром.

К вечеру (и ночью) — туман.

 

Вариант: воспитатель показывает иллюстрации солнечного, пасмурного, дождливого, ветреного, морозного дня. Дети должны назвать как можно больше примет, указывающих на погожие и ненастные дни.

 

Игровые упражнения по ориентированию детей на местности

 

С детьми 4 лет

1.   В групповом помещении и дома:

*     «Покажи и назови, что расположено впереди (сзади, слева, справа)»;

*      «Объясни, где лежит игрушка»;

*     «Возьми пирамидку и поставь на полку справа»;

*      задания: найти игрушку в комнате по словесному указанию взрослого (например: «Иди прямо, у стола поверни налево, подойди к крайнему окну и справа ищи куклу»); найти предмет по количеству шагов.

2.   На территории учреждения дошкольного образования и во дворе дома:

*     ознакомительная экскурсия по участку детского сада и дома (сформулировать, где что расположено по отношению к ребёнку);

*  нахождение игрушки по словесному указанию взрослого (например: «Пройди прямо по дорожке до песочницы, сверни налево, пройди до домика, там найдёшь игрушку»).

 

С детьми 5 лет

1.   Работа с макетом кукольной комнаты (совместное рассматри­вание кукольной комнаты и изображение её взрослым с помощью простейших геометрических фигур).

2.   Создание взрослым при активной помощи детей карты-схемы игровой или жилой комнаты, границами которой являются стены с окнами и дверями.

3.   Беседа с рассматриванием карты-схемы помещения. Задания: показать и назвать предмет в комнате, найти его изображение на карте-схеме (в качестве помощника можно использовать цвет).

4.   Индивидуальное составление детьми карты-схемы группы или своей комнаты на листе бумаги (необходимая помощь взрослого в соблюдении масштаба схемы).

5.   Упражнения с картой-схемой:

*     взрослый пунктирной линией изображает на карте-схеме маршрут, по которому предлагается «пройти» ребёнку;

*     соревнования: кто быстрее и точнее пройдёт свой маршрут (важные подсказки: при передвижении карту-схему держать перед собой так, чтобы её главные детали — стены, окна, двери — совпадали с их подлинным расположением; постоянный ориентир: сначала посмотри на дверь);

*     игры «Найди, где спрятать игрушки», «Расставь игрушки так, как указано на карте-схеме».

6.   Ориентирование на участке детского сада (во дворе дома):

*     изучение условных обозначе­ний деревьев, кустов, оборудования, расцветки обозначений;

*     составление плана участка взрослым и детьми;

*  упражнения: «Пройти по нашему участку от веранды к песочнице, двигаясь при этом в соответствии с изображёнными на карте стрелками», «Как проехать от веранды до песочницы?»;

*     совместное составление взрослым и детьми карты-схемы двух-трёх групповых участков;

*       составление «малых» карт каждым желающим ребёнком;

*       игра с картой;

*       самостоятельные игры типа «Казаки-разбойники» (одна из команд убегает, отмечая своё направление стрелками, другая ищет её).

 

С детьми 6 лет

1.   Изучение составленной взрослым карты-схемы всей территории учреждения дошкольного образования (можно ориентироваться по нескольким вариантам карт).

2.   Совместное составление взрослым и детьми карты-схемы территории детского сада.

3.   Упражнения и игры по ориентированию на местности по уменьшенным картам. Сначала местом «старта» и «финиша» служат дверь, калитка или ворота, затем — другие ориентиры:

·     «Охота на зверей» (на маленькие картонки прикрепляют картинки с изображением разных хищных зверей, размещаются на территории детского сада, служат отметками маршрута);

·     на развитие памяти (на карте закрывается часть территории; детского сада, которую детям предлагается нарисовать по памяти);

·     «Поиск сокровищ» (детям дается карта-схема двух участков с  обозначением пункта, где спрятано «сокровище», требуется найти «сокровище» по плану);

·     игры-соревнования на велосипедах по маршруту;

·     игра «Светофор» (участники следят за картой в руках взрослого: «зелёный» означает быстрый бег, «жёлтый» — медленный; «красный» — остановку);

·     игры «Самый наблюдательный», «Кто быстрее», «Следопыты», «Не заблудись», «Найди и запомни», «Самый внимательный».

4.   Знакомство с компасом:

·     рассматривание, обследование, рассказ взрослого об устройстве прибора и его назначении

·     упражнения и игры с компасом (выбор направления движения по нему).

5.   Ориентирование по солнцу, луне, звёздам.

6.   Соревнование по ориентированию на участке детского сада

7.   Туристские прогулки в близлежащие парки.


 

Литература:

1.      Виноградова, С.  Пешие прогулки-походы в системе дошкольного образования /  С. Виноградова, Н. Яновская, Т. Труфанова// Пралеска. – 2014.  -  № 3. – С. 53 – 58.

 

 

свернуть