Технологические аспекты проведения рефлексивного анализа занятия

Технологические аспекты проведения рефлексивного анализа занятия

 

В основе результативности работы воспитателя лежит постоянное совершенствование образовательного процесса. Анализируя свою деятельность, педагог выделяет проблемы. Всякая проблема обнаруживает себя как несоответствие между «тем, что есть» и «тем, что требуется». Самооценка и самоанализ собственной деятельности показывают профессиональную зрелость и мастерство воспитателя. Трудность заключается в том, что далеко не каждый педагог готов к объективной оценке своей деятельности. Многие дают заниженные самооценки, а большинство – завышенные. В основе грамотного самоанализа проведённого занятия лежит знание и безусловное выполнение требований к занятию.

Для проведения самоанализа необходимо сравнить логику запланированных действий (конспект занятия) с логикой проведения реального занятия.

В конспекте должны быть отражены следующие параметры:

  • Тема занятия, вид занятия, образовательная область, возрастная группа воспитанников
  • Программные задачи (образовательные, развивающие, воспитательные)
  • Материал
  • Предварительная работа
  • Ход занятия (прямая речь воспитателя, вопросы к детям, предполагаемые ответы 
    • детей, основные методы и приёмы, основные структурные компоненты занятия должны быть логически связаны между собой).

    При подготовке к занятию необходимо продумать организацию предметно-пространственной среды (безопасность, соответствие санитарно-гигиеническим требованиям, рациональность размещения), смену динамических поз. В современных условиях идеальным вариантом для проведения самоанализа является просмотр видеозаписи занятия.

    В обычной практике можно провести самоанализ, ориентируясь на такие вопросы самому себе:

    1. Пришлось ли отступить от запланированных действий и почему? Чего я не смогла учесть при планировании занятия, что заставило меня отступить от запланированных действий? Какие моменты занятия оказались для меня неожиданными?

    2. Достигло ли занятие запланированной цели? Как это можно определить (по ответам или действиям детей при подведении итога, по успешности выполнения намеченных заданий, по интересу детей и их желанию выполнять задания…)?

    3. Если занятие не достигло запланированной цели, то почему? Чего же тогда я всё-таки достигла? Какую часть занятия удалось реализовать? (Очень важный момент самоанализа, поскольку разработка следующего занятия должна строиться на основе итога, достигнутого на предыдущем занятии.)

    4. На какие вопросы или ответы детей я не смогла отреагировать? Бывает, что ребёнок задаёт неожиданный вопрос, на который педагог не может с ходу ответить.

    Очень трудным для молодого педагога является умение отслеживать свои речевые ошибки, неточности, неудачно сформулированные вопросы. Если необходимо провести самоанализ для коллег, нужно заранее ознакомиться с критериями анализа, знать цель будущего анализа, поскольку это необходимо учесть при самоанализе. Основой самоанализа в этом случае анализа могут быть: памятка, схема, вопросник.

    Алгоритм самоанализа занятия

    1. Тема и программные задачи: - полная формулировка темы занятия; - решение триединой дидактической задачи (обучение, развитие, воспитание).

    2. Обзор занятия: - соответствие программного содержания возрастным, психофизиологическим особенностям детей; - эффективность используемых методов и приёмов; - целесообразность используемых форм организации деятельности детей; - эффективность использования оборудования и материалов на разных этапах занятия; - реализация индивидуально – дифференцированного подхода к детям на занятии; - уровень познавательной, речевой активности детей на занятии; - создание каждому ребёнку ситуации успешности; - стимулирование мотивации детей: поощрения, сюрпризные моменты, проблемные вопросы и ситуации, опора на жизненный опыт, задания творческого характера; - реализация здоровьесберегающего подхода;

    3. Результативность: - общая оценка деятельности детей; - побуждение воспитанников к рефлексии собственной деятельности; - степень достижения поставленных задач. В начале самоанализа озвучиваются положительные стороны по всем критериям анализа. Что удалось? Что способствовало достижению положительных результатов? Какие методы, приёмы были наиболее эффективными?

    Анализ (самоанализ) занятия может проводиться в таких формах:

    • Краткий (оценочный) анализ – общая оценка занятия, характеризующая решение образовательной, воспитательной и развивающей задач, их реализация
    • Структурный (поэтапный) анализ – выявление и оценка доминирующих структур (элементов) занятия, их целесообразности, обеспечивающей развитие познавательных способностей детей
    • Системный анализ – рассмотрение занятия как единой системы с точки зрения решения главной дидактической задачи и одновременного решения развивающих задач занятия, обеспечения формирования знаний, умений и навыков детей
    • Структурно – временной анализ – оценка использования времени занятия по каждому его этапу
    • Комплексный анализ – одновременное изучение дидактических, психологических и других основ занятия

Информацию подготовила заместитель заведующего по основной деятельности Кременская И.Л.