Планирование триединой дидактической задачи

Цель – это идеальное предвидение результата деятельности. Она может быть общая и конкретная, дальняя и ближняя, внешняя и внутренняя, осознаваемая или нет.

Педагогическая цель – это предвидение педагогом и учащимися результатов их взаимодействия в форме обобщённых мысленных образований, в соответствии с которыми затем соотносятся все остальные компоненты педагогического процесса.

Задача – часть цели. Каждая цель является задачей по отношению к вышестоящей цели.

Целеполагание – процесс определения целей, идеально представленного результата; это установление целей и задач на определённых этапах деятельности, необходимых для проектирования образовательных действий.

Следует различать цели педагогической деятельности (цели обучения и воспитания в рамках педагогической системы) и цели воспитания (воспитание в широком социальном значении, как передача опыта от старшего поколения младшим).

Цель педагогической деятельности является учебно-воспитательной и, по сути, распадается на две большие группы:

Цели учебные

Цели воспитательные

Обычно учебная цель ставится в виде триединой дидактической задачи  (ТДЗ) Она включает в себя:

  1. Образовательную задачу, которая ставится на четырёх уровнях усвоения материала:

Уровень усвоения материала

 

Используемые термины

Примечание

1) Уровень представления

- сформировать,

- познакомить,

- дать представление…

 

Два уровня объединяются вуровень знаний

2) Уровень понимания

- дать понятие,

- научить,

- анализировать,

- характеризовать…

3) Уровень применения

- сформировать умения,

- выработать,

- развить умения,

- закрепить…

Это практическая, алгоритмическая деятельность по образцу

4) Уровень творчества

- научить решать нетипичные задачи,

- находить пути решения…

Перенос опыта, побуждение к собственным открытиям

Исходя из вышесказанного, при постановке образовательной задачи используются слова «знать», «уметь», «иметь представления», «формировать», «решать»

  1. Развивающую задачу, которая связана с развитием у ребёнка психических процессов (создавать условия для развития, способствовать развитию, развивать…)
  2. Воспитательную задачу, реализация которой направлена на формирование личности, психофизиологических качеств дошкольников (воспитывать, ответственность, дисциплинированность…)

Все три задачи ставятся обязательно ко всей изучаемой теме на первом занятии.  На последующих обязательное присутствие лишь образовательных задач.

Цель воспитания носит исторический, классовый, политический, экономический и социальный характер.

Подготовил заместитель заведующего по основной деятельности Кременская И.Л.

свернуть